Войти Регистрация

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация

Поля со звёздочкой (*) обязательно должны быть заполнены.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *
Reload Captcha

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тренировка памяти меняет мозг

Кирилл Стасевич

memory1
У людей с тренированной памятью некоторые связи в мозге становятся сильнее (обозначены красным), а некоторые, наоборот, слабеют (обозначены синим). (Иллюстрация: Martin Dresler et al. / Neuron 2017.)

У людей с тренированной памятью некоторые связи в мозге становятся сильнее (обозначены красным), а некоторые, наоборот, слабеют (обозначены синим). (Иллюстрация: Martin Dresler et al. / Neuron 2017.)

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/30902/ (Наука и жизнь, Тренировка памяти меняет мозг)

Мнемоническая техника перенастраивает связи между мозговыми нервными центрами

Память у всех людей разная – кто-то вынужден записывать дни рождения даже ближайших родственников и друзей, чтобы не забыть их вовремя поздравить, а кто-то с одного раза способен запомнить полторы сотни незнакомых имен. Могут ли одни научить других?

У людей с тренированной памятью некоторые связи в мозге становятся сильнее (обозначены красным), а некоторые, наоборот, слабеют (обозначены синим). (Иллюстрация: Martin Dresler et al. / Neuron 2017.)

Исследователи из Университета Неймегена поставили эксперимент, в котором участвовали люди с обычной памятью, и в придачу к ним – несколько участников чемпионатов мира по соревнованиям на память (World Memory Championships). Разница между теми и другими стала очевидной после теста, в котором им показывали список с семьюдесятью двумя словами, и нужно было за небольшое время запомнить оттуда как можно больше: если участники чемпионатов запоминали в среднем 70,8 слов, то обычные люди – 39,9.

Конечно, различия в памяти обусловлены особенностями строения мозга; но, кроме того, есть специальные мнемонические техники, которые используют в том числе и те, кто хочет стать «чемпионом памяти». Одну из таких техник изобрели еще в античные времена – суть ее в том, чтобы представить в воображении некое хорошо знакомое место или ландшафт, и «населить» его теми вещами, которые надо запомнить. Тогда цифры, факты или же предложения большого текста окажутся связанными с привычным местом, и, снова представляя его в уме, можно легко вспомнить нужные вещи. Такой способ запоминания используют и сейчас, и те, кто участвовал в «чемпионатах памяти», в течение шести недель обучали этой технике группу обычных участников эксперимента. Была и другая группа, у которых тренировали кратковременную память; наконец, третью группу просто оставили на шесть недель в покое.

В статье в журнале Neuron авторы пишут, что память в результате улучшилась только у тех, кого тренировали по античной методе – их память стала почти такой же хорошей, как у самих учителей. Впрочем, исследователей интересовали не столько вполне предсказуемые когнитивно-психологические эффекты, а то, что при этом происходит в мозге.

Оказалось, что после обучения мнемонической технике мозг у обычных участников эксперимента тоже стал работать почти так же, как у их учителей: около двух с половиной тысяч внутримозговых соединений, работающих с памятью и зрительной информацией, перестроились так, чтобы повысить емкость памяти. Мозги оставались перенастроенными как минимум четыре месяца – однако это не значит, что потом все становилось, как раньше, просто эксперимент прекратился; так что вопрос, как долго мозг способен сохранять новую настройку, остается открытым.

Человеческий мозг вообще известен своей пластичностью: в соответствии с задачами, которые ему приходится выполнять, в нем укрепляются одни связи между нервными центрами, ослабевают другие, какие-то участки получают информационное преимущество и т. д. В данном же случае стоит подчеркнуть, что перестройки «под память» оказались весьма масштабными, случились они за относительно короткое время, и что для таких масштабных изменений было достаточно прилежно позаниматься мнемонической техникой, про которую, к слову, часто можно услышать, что это всего лишь эффектный фокус и что ее вряд ли можно использовать в «реальной жизни».

Возможно, что она влияет и на другие аспекты работы мозга, но, возможно, что и нет – чтобы узнать, как действует мнемотехника на мышление в целом, нужны еще дополнительные эксперименты.

Источник: www.nkj.ru

Комментарии   

+2 #1 Татьяна Васильевна 25.03.2017 01:02
Зачем нужно тренировать память?
Произвольная память - это дрессировка лобной коры. Красные линии.
А синие линии - это мышление. Это сенсорная кора, работающая с образами. (Они же чувства, они же мысли). Доминанта лобной коры приводит к торможению сенсорной и остановке непроизвольного внимания.
(Если немножко подумаем, сообразим, возможно, что мысли и чувства процессы непроизвольные).
Другими словами: Если происходит усиленная работа с лобной корой, другие части коры тормозятся. Не развиваются. Это дисбаланс развития мозга, Нарушение природной органики.
А у нас вся педагогика поставлена на активную работу с лобной корой. При этом все всплёскивают руками: Ах, у нас молодёжь дебильная.
Не молодёжь - взрослые... и, преимущественно, учёные.
И ещё. Образ - это отражение материи. Органично развитый мозг - мозг реалиста - материалиста.
А вот доминанта лобной коры - это мозг идеалиста. Недоразвитый, зато память хорошая.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить