Войти Регистрация

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация

Поля со звёздочкой (*) обязательно должны быть заполнены.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *
Reload Captcha

Журнал Focus №2 | июнь 2017 года

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Изысканность в камне

Вадим Разумов – автор блога «Летопись русской усадьбы», руководитель проекта «Усадебный экспресс», усадьбовед, фотограф архитектуры, блогер, кандидат экономических наук

Иллюстративный очерк о судьбах русского барокко

IMG 5578Вадим Разумов в усадьбе Лопасня-Зачатьевское во время чтения «Евгения Онегина»

Причудливый, величественный, запоминающийся – такими эпитетами большинство из нас характеризуют архитектурный стиль барокко. Ему, зародившемуся в Европе и получившему на территории России особое звучание, была уготовлена судьба на несколько веков стать олицетворением богатства, роскоши и даже – материальных излишеств. Барокко пришлось по вкусу и российским самодержцам, и представителям высшей знати, и архитекторам-градостроителям. Даже в наше время, спустя многие годы после зарождения этого стиля, барочные ноты в интерьерах и архитектуре являются непременными спутниками многих богатых домов, престижных ресторанов и фешенебельных отелей. Но сейчас я предлагаю обратиться к теме русских барочных усадеб и совершить путешествие по самым интересным «дворянским гнездам», на территории которых сохранились барочные постройки.

Стиль барокко в России достиг своего расцвета в начале XVIII века. Его активное распространение было тесно связано с правлением Петра Великого и его реформами, сменившими культурный уклад России тех лет. Стремление к светскости, основание Петербурга, расширение границ государства и открытие небезызвестного «окна в Европу» заставили русского человека, во-первых, существенно пересмотреть свои вкусы, а во-вторых – ориентироваться на мнения иностранных специалистов, которые стали частью столичного общества. Именно так на смену традиционным русским стилям в архитектуре пришло барокко.

В России этот стиль претерпел некоторые изменения. Он не только причудливым образом смешался с традиционными элементами российского зодчества, дав нам такие разновидности стиля, предшествующие петровскому барокко, как московское барокко, нарышкинское барокко и другие типы предбарокко, но и стал отличаться от своих европейских аналогов разнообразием цветовых решений.

Однако период, в течение которого в России господствовал стиль барокко, был относительно недол­гим. Вскоре ему на смену пришел стиль рококо, а позже в российской архитектуре воцарился длительный период классицизма.

vadimrazumov 20170522 229880Царское Село

Барокко в столице Российской империи

Признанным центром барочной архитектуры в России является Санкт-Петербург. Здесь, в бывшей столице Российской империи, он получил широкий размах. В Петербурге не было временного запрета на каменное строительство, именно здесь представители высших сословий в тандеме с приглашенными архитекторами задавали тон в направлениях зодчества того времени.

К главному и самому выдающемуся произведению петербургской барочной архитектуры относятся Зимний дворец, возведенный в 1754–1762 годах выдающимся зодчим Франческо Бартоломео Растрелли.

vadimrazumov 20160601 189272Петергоф

Гению Растрелли принадлежит создание и других культовых построек в стиле позднего барокко – Большого Екатерининского дворца в Царском Селе и Большого дворца в Петергофе. Эти сооружения, поражающие размахом, красотой и богатством, являются не только главными барочными строениями страны, но и самыми известными символами России.

vadimrazumov 20170526 232976Ораниенбаум

Другим – менее известным, но не менее выдающимся – памятником барокко в России является роскошная усадьба дворцового типа Ораниенбаум, построенная для сподвижника Петра Великого Александра Меншикова. Он относится к редким и старейшим образцам петровского барокко в Петербурге и его окрестностях. Строительство дворца под руководством архитекторов Франческо Фонтана, Иоганна Браунштейна и Иоганна Шеделя продолжалось с 1711 по 1727 годы. Он представляет собой масштабную двухэтажную постройку, увенчанную княжеской короной, к которой примыкают скругленные галереи с павильонами. В наши дни этот редкий образец русской архитектуры первой половины XVIII века сохранился и смог избежать капитальных разрушений и перестроек. Дворцовый комплекс в Ораниенбауме музеефицирован и доступен для туристов.

К сожалению, до наших дней дошла лишь малая часть некогда прекрасных дворцов, особняков и крупных парковых построек в стиле барокко. Этому послужило несколько факторов: просуществовавший некоторое время запрет на каменное строительство вне пределов Петербурга и его окрестностей, перестройка барочных зданий в классических формах, революция и годы бесхозности в советский период.

Уцелевшие дворцы и усадьбы в стиле барокко за пределами Петербурга – подлинная редкость и настоящие жемчужины, требующие к себе внимательного отношения. Рассмотрим наиболее яркие примеры усадебной архитектуры в стиле барокко, сохранившиеся на территории Москвы и Московской области.

vdn 20130810 81842Усадьба Глинки

Усадьба Глинки

Это имение является старейшей усадебной постройкой Подмоско­вья – оно было возведено в 20–30-х годах XVIII века. Имение в Глинках принадлежало известному государственному деятелю и ученому Якову Брюсу. Будучи сподвижником Петра Великого, он был хорошо знаком с последними веяниями в архитектуре и захотел возвести главный дом своей усадьбы в стиле барокко. Существует версия, согласно которой он лично принимал участие в составлении проекта будущего особняка.

Дом Брюса в Глинках представляет собой двухэтажное здание – прямоугольное в плане, с башенкой на крыше. Небольшое здание первоначально имело оригинальную для своего времени объемную композицию. Над одноэтажным и прямоугольным в плане объемом возвышался, подобно мезонину, центральный зал с северной и южной лоджиями. До перестройки его протяженные фасады, смотрящие на парадный двор (южный) и в парк (северный), были оформлены совершенно одинаково. Первый этаж завершался, по-видимому, трехскатными кровлями с балюстрадами, на которые из лоджий имелись выходы. Небольшое здание первоначально имело оригинальную для своего времени объемную композицию. Парадным фасадом главного дома является западный торец, обращенный к прудам и подъездной дороге и входящий в состав панорамы усадьбы. В декоре имения Брюса есть уникальные, встречающиеся только в этой усадьбе элементы – каменные маски-барельефы, изображающие различные гримасы. Яков Брюс – персона изобретательная и в некоторой степени склонная к эпатажу – хотел саркастически отразить в этих масках образы известных государственных деятелей.

Усадьба Брюса сохранилась в советские годы – долгое время в ней был расположен санаторий «Монино», однако сейчас лечебно-профилактическое учреждение прекратило свою деятельность. Старинный особняк, парк и хозяйственные постройки XVIII века в наши дни остались бесхозными и начали стремительно ветшать. Сейчас усадьба Брюса нуждается в спасении.

vdn 20131026 86343Грот в усадьбе Кусково

Грот в усадьбе Кусково

Шереметевская усадьба Кусково, которая в наши дни расположена в черте столицы, хорошо известна каждому жителю Москвы. Ее дворцово-парковый ансамбль складывается из форм и строений, принадлежащих к разным стилям. Но в окружении роскоши богатейшей дворянской резиденции особое внимание туристов и исследователей привлекает павильон «Грот». Возведенный в стиле барокко крепостным архитектором Федором Аргуновым и искусно украшенный Иоганном Фохтом, он представляет собой единственный в России павильон, который полностью сохранил свою «гротическую» отделку XVIII столетия. Это удивительное строение было построено в 1755–1761 годах и кропотливо украшалось с 1761 по 1775 годы.

Прекрасный павильон выполнен из камня на высоком трехступенчатом цоколе. Он искусно украшен скульптурами и множеством декоративных элементов. Внутренняя отделка грота представляет собой подлинное произведение искусства. Стены и потолок его помещения богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Ракушечная скульптура павильона «Грот» не имеет аналогов в России – подобная отделка не встречается даже в императорских резиденциях Санкт-Петербурга и его окрестностей.

vadimrazumov copter 20170514 8220Усадьба Лопасня-Зачатьевское

Усадьба Лопасня-Зачатьевское

Другим ярким примером сохранившейся барочной усадьбы в Подмосковье является усадьба Лопасня-Зачатьевское. В разное время ей владели представители Васильчиковых, Пушкиных, Ланских и иных известных фамилий. Лопасня-Зачатьевское относится к числу так называемых пушкинских усадеб. В имении проживал старший сын великого русского поэта, здесь часто гостила супруга поэта, Наталья Пушкина-Ланская, и ее красавица-дочь Мария Гартунг, образ которой вдохновил Льва Толстого на создание культового персонажа – Анны Карениной.

В наши дни здесь располагается музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское», экспозиция которого насчитывает сотни интересных предметов. Однако одной из главных жемчужин музея является прекрасно сохранившийся дом-особняк, построенный в середине XVIII века в стиле елизаветинского барокко. Изначально этот особняк был одноэтажным и лишь в начале XIX века он был надстроен антресолями. В это же время барочный облик главного дома был дополнен ампирным крыльцом. Строение декорировано фигурными наличниками, ризалитами, карнизами и другими элементами, характерными для стиля барокко.

Интерьеры дома были восстановлены во вкусе второй половины XIX века – времени, когда владельцами усадьбы Лопасня-Зачатьевское были потомки Пушкина. Таким образом, это подмосковное имение представляет собой любопытный и эффектный синтез различных стилей и культур.

***

Величественные дворцовые и усадебные строения в стиле барокко являются подлинным украшением нашей страны. Они наиболее ярко представляют человеку XXI века все грани ушедшей эпохи XVIII столетия – эпохи дворцовых переворотов и Просвещения, изысканности, укрепления дворянского сословия, огромного общественного расслоения, европеизации культуры, роскоши и витиеватой театральности. Их сложность, масштабность и помпезная красота привлекают всякого любителя прекрасного и в наши дни. Именно поэтому интерес к барочной архитектуре остается неизменно высоким.

Фото: Вадим Разумов

Источник: dynamic-of-civilizations.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Содержание журнала Focus №2:

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА

Д.А. Андреев
Цивилизационные пазлы


ПРО ДУШУ

В.Н. Кустов
Душа России на распутье
(Окончание)

С.Н. Белкин
Метаморфозы духа: Ошо и Ницше


ПРО ЕВРОПУ-АЗИЮ-РОССИЮ

В.В. Малявин
Вокруг Тайваньского пролива: цивилизационные разломы и сближения

Владимир Пирожков:
«Мы – совершенно особый континент между Европой и Азией, в том числе и в своей технокультуре»

Я.В. Симчера
О качестве роста населения России


ПРО ЭЛИТЫ

А.И. Неклесса
Будущее, которое мы выбираем: кризис перехода, новые элиты, восточноевропейская реконструкция

М.С. Михалёв
Бремя ответственности, или Попытка ресакрализации элит


ПРО ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

А.П. Люсый
Путешествие на носе из Петербурга в Вену
Опыты межцивилизационных диалогов сквозь призму городских текстов

С.Н. Белкин
Прага: цивилизационная procházka


ПРО ИСКУССТВО

В.А. Разумов
Изысканность в камне

А.А. Тлеуов
Моя консерватория

Новости культуры

 

Редколлегия:

Главный редактор:
Сергей Белкин
Первый заместитель главного редактора:
Дмитрий Андреев
Заместитель главного редактора:
Вадим Прозоров
Арт-директор:
Олег Фирсов

info@dynamic-of-civilizations.ru